Кубики
Зайцева-самая популярная методика обучения чтению
Мама с четырехлетним сынишкой идут по улице и пытаются
читать все вывески, которые попадаются на их пути.
- Мама, что здесь написано?
- Пожалуйста, читай.
- Слово какое-то длинное...
- А ты по складам попробуй.
- Ко-н-ди-те-р-с-ка-я. Такой вот диалог многодетной мамы с одним из детей.
Однажды познакомившись с системой педагога Н. А. Зайцева, Марина до сих пор
считает ее самой эффективной и увлекательной: "Я уже не умею учить детей
читать по-другому. Просто потому, что не умею общаться с ними по-другому, кроме
как с уважением, не умею с ними по-другому жить, кроме как интересно".
Склад вместо буквы
В основе системы Н. А. Зайцева лежит идея о том. что элементарной частицей речи
является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого
аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею
под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. "Наш речевой аппарат
устроен так, что все, что бы мы ни произносили, - это комбинации из пар
"согласный-гласный",- поясняет Николай Александрович. За согласным
обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он
есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ъ" в конце существительных,
оканчивающихся на согласный. Гласный же обязательно предваряется согласным. Это
не всегда отражено на письме, но, держа руку на горле, произнесите
"о-а-зис". Вы почувствуете усилие связок и перед "о", и
перед "а". Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как
ребенок начинает говорить: он ведь не произносит отдельные буквы "м"
и "а", он говорит "ма". Так и на кубиках - понятно и
естественно.
Хочу все - и сразу!
По методике Зайцева весь русский язык в складах дается ребенку на кубиках и
настенных таблицах. Все - и сразу. Раз - и навсегда. Не боясь, что ребенок
растеряется, не воспримет, перенапряжется. Зайцев уверен, что дитя гораздо
сильнее утомляется от примитивной развлекаловки. Его кубики - это русский язык,
в который можно поиграть. Его можно взять в руки, он весом и зрим. Эти
необычные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики, то
есть склады, делятся на большие и маленькие, "железные" и
"деревянные" и два "золотых" кубика с гласными. Большие -
это те, что в официальном русском языке носят название "твердые".
Маленькие - это склады "мягкие". Николай Александрович с этой
терминологией решительно не согласен. "Ну что здесь твердого и мягкого? -
сердится он. - А вот большое и маленькое есть!" Сравните, как раскрывается
рот, когда вы говорите "БА" и "БЯ", "У" и
"Ю", "О" и "Ё". На звонком большом
"золотом" кубике с гласными, который заполняется монетками,
маленькими наперстками или колокольчиками, для наглядности нарисована клубника.
Так, "с клубникой во рту", и произнесем: "А-О-У-Ы-Э". Другие
большие кубики: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и т. д. У маленького
золотого кубика своя песня, "с земляникой во рту":
"Я-Ё-Ю-И-Е". Другие маленькие кубики: БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ,
ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д. Отдельно стоят пять двойных
кубиков: это склады с теми согласными, которые не со всеми гласными
"дружат". "Железные" и "деревянные" - это (на
привычной терминологии, которую мы еще в школе проходили) звонкие и глухие
склады. Начинка "железных" кубиков - крышечки-пробки от кока-колы или
пива. В маленьких железных - но четыре крышечки, в больших - но шесть, и один
тяжелый, "весь железный" кубик со складом "И" - в нем
восемь крышечек. Начинка деревянных кубиков - кусочки дерева или фасоль. Теперь
все в порядке: "золотые" кубики звенят, "железные" гремят,
а "деревянные" глухо постукивают.
Сначала... пишем
Итак, у вас в руках инструмент - кубики, таблицы, кассета с напевками и
методичка, которая обязательно входит в комплект "Кубиков Зайцева".
Что со всем этим делать? o Смело начинать писать! Кубиками и указкой по
таблице, понимая под письмом не пачкание бумаги, а процесс превращения ЗВУКОВ в
ЗНАКИ. Мы думаем, что учим ребенка читать, а он идет к чтению через письмо. Ему
нужно понимать, как слова делаются, разбирать на части и вновь собирать.
Начните писать с того, что ребенку дороже всего - его имя, фамилию, отчество
(он будет рад почувствовать себя большим), любимые блюда, игрушки, имена
близких людей.
Составив в одном конце комнаты МАМА, на столе установив БАБУШКА ОЛЯ, а у окна
ДЯДЯ КОСТЯ, поиграйте: "А теперь беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто приехал, -
ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!" Так перед
вами раскроются возможности кубиков - обучать ребенка в движении, не принося в
жертву грамотности зрение и осанку.
Теперь, чтобы можно было работать с кубиками, ребенку надо познакомиться с
ними. Не прекращая чистить картошку (помешивать кашу), попросите:
"Принеси, пожалуйста, из комнаты любой кубик, какой тебе нравится!"
И, поворачивая кубик к ребенку той гранью, которую вы называете, пропойте все
склады: "А-О-У-Ы-Э!" "Теперь найди еще большой кубик! Еще
деревянный! Теперь маленький!"
Пропойте любой столбик складов по таблице и предложите ребенку найти такой же
кубик. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.
Но почему "пропойте", а не "прочитайте"? Композитор Георгий
Струве, руководитель хора "Пионерия" в г. Железнодорожный, и его жена
Любовь, работающие с дошколятами, давно сотрудничают с Зайцевым и видят, что
обучение чтению с пением идет веселее и продуктивнее.
Не расстраивайтесь, если с кубиками детки занимались минут 15, а потом целый
час катали машинки: они свое уже взяли. Десяти таких занятий достаточно, чтобы
четырехлетка начал читать.
Не только кубики
Вы найдете множество игр и заданий с кубиками в книге Николая Зайцева
"Письмо. Чтение. Счет". "У кого дежурный детектив на ночь, а я
перед сном этой книгой зачитывалась. Открывала с любого места и каждый раз
находила что-то новое", - это откровение одной из последовательниц системы
Зайцева. Но тем не менее вы скоро обнаружите, что "готовенького" мало
и ваша совместная с ребенком деятельность будит фантазию и подсказывает вам
новые идеи. Вообще система Зайцева - это не только кубики. Попробуйте занять
одну из стен квартиры под таблицы "Стосчет", и призрак страшной
математики никогда не будет мучить вашего ребенка. И пусть сначала счет методом
тыканья пальчиком в каждую клетку кажется непродуктивным, зато он нагляден,
понятен и дает реальное представление о количестве. В "Стосчете"
каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 98, значит,
рядом ребенок увидит 98 кружочков или квадратиков, расположенных в определенной
системе. Очень скоро родной сын или дочь удивят вас тем, что им в сотне уже
тесно. Все методики Зайцева, выстроенные по принципу "от
наглядно-образного через конкретно-действенное к абстрактно-логическому",
развивают не только детей. Родители, прошедшие школу Зайцева, сохраняют
здоровую "вредность" и критичность. Имея четкие критерии, они всегда
могут выбрать для своего ребенка хорошую школу и педагога. Есть один простой
тест, чтобы понять, все ли вы делаете правильно: вам и вашему ребенку должно
быть хорошо. Кубики и таблицы должны стать частью вашей жизни, а сами занятия
быть почти незаметными, минутными. И не забывайте одну простую истину: это
методика Зайцева для вас, а не вы для методики. Играйте в нее так, как нравится
вам, и польза обязательно будет!
Методика удивления
Что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Стройная продуманная
система - уже половина дела. Чего бы стоила таблица умножения, не будь она
таблицей?! Но сами по себе кубики без вдохновенной мамы (няни, бабушки,
учителя) ничего не сделают. Идею обучения "по Зайцеву" и подхватывают
именно те родители и педагоги, которые не устают удивляться способностям детей,
но чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся
для дошколят. Система Зайцева - для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам
для радости и творчества.